российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Среда, 1 мая 2024, 20:26 мск

Новости, Кратко, Популярное, Анонсы, Интервью, Видео, Рабкрин

Архив
Начатая властями Екатеринбурга «война» с граффити обречена на провал – мнение экспертов

В Екатеринбурге продолжают обсуждение темы уличного искусства. Вслед за скандалом, связанным появлением стены Цоя и карикатурами на первых лиц города и области на асфальте, новым поводом стал конкурс на очистку каменных поверхностей памятников и подземных переходов от граффити, объявленный мэрией Екатеринбурга. Но где находится грань между вандализмом и уличным искусством? Кто должен решать судьбу стихийных арт-объектов? Об этом в материале «Нового Региона».

Появление информации о конкурсе на химическую очистку каменных поверхностей памятников и подземных переходов Екатеринбурга от граффити сразу же породило слухи: чиновники хотят разобраться с давно надоевшими уличными художниками. Да и на деньги они не поскупились – начальная цена конкурса – более 1 млн. рублей. В документах заказа указано, что средства пойдут на очистку от граффити шести подземных переходов – мест самых популярных среди стрит-арт художников. Общественность начала активно обсуждать: мол, пришел конец уличному искусству, и теперь власти будут жестко пресекать любые попытки стихийного раскрашивания городских улиц. Кто-то поддержал эту идею, кто-то разразился резкой критикой.

Однако с версией о том, что власти будут «закручивать гайки» уличным художникам, не согласен директор ООО «Стрит-арт», организатор фестиваля «Стенография» Евгений Фатеев. В беседе с «Новым Регионом» он рассказал, что ознакомился с объектами, которые в первую очередь подлежат очистке, и отметил, что никакой художественной ценности они не представляют. «Переходы, которые мы, к примеру, обрабатывали в рамках фестиваля «Стенография», туда не попали. А то, что власти хотят каменные поверхности вдоль Исети очистить, так об этом уже два года говорят», – считает он.

По мнению Фатеева, о самой грани между вандализмом и искусством должны судить профессионалы: независимые и государственные эксперты. «Есть очень важный критерий – оценка важности, ценности и нужности самого арт-объекта. То есть уличное искусство должно пройти тест на некую социальную проверку, на общественную нужность. Оно ведь более функционально, работает на большую аудиторию и гораздо более резонансно сегодня, чем «чистый» или галерейный арт. Поэтому общество тоже должно сказать свое слово», – считает Евгений Фатеев.

В настоящее время существует множество площадок, на которых можно развернуть дискуссии относительно уличного искусства в Екатеринбурге, рассказывает он. Прежде всего, это может быть Интернет. Также, по мнению Фатеева, в городе очень много гражданских площадок. Кроме того, множество интернет-СМИ, на площадках, которых могли бы высказаться представители общества.

Арт-директор галереи современного искусства в Екатеринбурге Борис Салахов к стихийным объектам уличного искусства относится более радикально и поддерживает инициативу городских властей, считая, что памятники архитектуры надо очищать от ненужных рисунков и похабных надписей. Определить, что есть искусство, а что – вандализм – этот вопрос он оставляет на откуп государственных и независимых специалистов, которых специально аттестуют на проведение соответствующих экспертиз. Салахов считает, в Екатеринбурге необходимо создать комиссию из нескольких таких специалистов и провести экспертизу всех городских объектов именно с точки зрения культурной и художественной ценности.

В то же время Борис Салахов подчеркивает, что, несмотря на неоднозначность мнений, граффити все же стало искусством. «Нельзя отрицать, что граффити – это произведение искусства. Существуют множество ценителей, которые коллекционируют именно граффити. Например, у одного коллекционера есть несколько кусков Берлинской стены с нанесенными на нее граффити. Но в Екатеринбурге с этим все сложно. Я еду по городу и вижу дома, на которых черным маркером какая-нибудь гадость написана. Это же неприятно», – считает он.

Впрочем, эксперты считают, что если власти и возьмутся всерьез за борьбу с граффитчиками, серьезных результатов это вряд ли принесет. «Лично я считаю, что если попытки ужесточения будут предприниматься, то они в любом случае обречены на провал, граффити – это в первую очередь стихийное искусство, – подчеркивает ректор Екатеринбургской академии современного искусства Сергей Кропотов. – Поэтому самым верным решением со стороны власти будет просто посмеяться над этими рисунками. Есть ведь многие политики, которые коллекционируют карикатуры на себя».

Между тем, специалисты отмечают, что такое внимание к уличному искусству со стороны властей, СМИ и общества, говорит, прежде всего, о его актуальности. «Проблема, о которой мы сейчас говорим, 2-3 года назад была бы просто невозможна. Ни СМИ, ни кто-либо другой этими вопросами не интересовались, – отмечает Евгений Фатеев. – Не так давно была дискуссия, касающаяся стены Цоя. И ажиотаж, который возник вокруг нее, показал, что общество очень трепетно относится к этим вопросам. Это показатель столичного статуса Екатеринбурга в области уличного искусства. И на самом деле очень здорово, что любая инициатива на эту тему сразу попадает под прицел общества».

Екатеринбург, Алексей Белянин

Екатеринбург. Другие новости 26.07.12

В Екатеринбурге откроется консульство Кипра. / Россияне перестали доверять судебной системе. / На уральском свинокомплексе от удара током погиб рабочий. Читать дальше

Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42

© 2012, «Новый Регион – Екатеринбург»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках