Пятница, 24 мая 2024, 00:10 мск

Российские ученые определили, из-за чего Гренландия теряет ледники Изменение климата играет не главную роль в этом процессе

Международная группа ученых, при непосредственном участии сотрудников Новосибирского государственного университета (НГУ) и Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ) СО РАН, выяснила причину быстрого таяния ледникового «панциря» Гренландии, сообщили в пресс-службе НГУ. Ученые связали происходящее сейчас уменьшение объемов ледяного покрова с событиями 80-35-миллионной давности, когда над океаном стала возвышаться суша, позже получившая название Гренландия. Именно тогда зародился так называемый древний мантийный плюм (горячий поток лавы, способный пробить земную кору и вырваться на поверхность, образовав вулкан – прим. ред).

Ученые обнаружили талые воды под ледниками Гренландии. Ранее считалось, что ледники таят только в прибрежной части острова, однако в 2001 году в его глубине между каменной породой и льдом они нашли прослойку жидкой воды. В связи с тем, что здесь толщина ледников достигает 3 тысяч метров, а плюсовых температур не бывает вовсе, талой воды, которая образует подледные реки и озера, быть не должно.

Исследователи уверены, что таянию льдов способствует плюм, основная часть которого сейчас находится под Исландией, а называется он «Исландский». Он хорошо известен геологам и, как выяснилось, десятки миллионов лет назад над ним действительно «проплывала» Гренландия. После расчетов теоретического теплового потока, который может вызвать плюм, оказалось, что его вполне достаточно, чтобы растопить нижнюю часть ледника.

«Эта работа представила геофизические доказательства, что Исландский плюм оставил след в литосфере острова. Таким образом, на уменьшения массы ледников Гренландии влияют не только быстрые вариации климата на Земле, но и отголоски крупномасштабных событий, происходивших десятки миллионов лет назад», – рассказал один из участников исследования, заведующий лабораториями НГУ и ИНГГ СО РАН, профессор Ивана Кулакова.

Результаты исследования опубликованы в престижном журнале Nature Geoscience. Таяние ледников Гренландии – одна из самых серьезных климатических проблем современного мира. На острове сосредоточено такое количество льда, что, если бы он весь растаял, уровень мирового океана поднялся бы на 7 метров, что привело бы к наводнениям огромного масштаба. Сегодня за счет таяния ледников и их движения, приводящего к откалыванию айсбергов, Гренландия теряет больше льда, чем успевает накапливать.

Новосибирск, Иван Гридин